суббота, 3 сентября 2011 г.

TEDxBG 2011: Манифест игры из Болгарии

В жизни мне так часто приходилось слышать популярную фразу, взятую из либретто оперы "Пиковая дама" А.С. Пушкина - "Что наша жизнь? Игра!" - , употреблявшуюся собеседниками по поводу и без него лишь в контексте какой-то обречённости, безнадёги, пессимизма. И другого смыслового контекста для этой цитат я просто не допускал. Но просматривая недавно TEDTalks мне посчастливилось наткнуться на выступление Стива Кейла (Steve Keil), преподавателя Софийского Университета, Болгария. Его выступление проходило в рамках TEDxBG. В краткой аннотации к видео написано:
... Стив Кейл борется против "мима серьезности", который заразил его родину, Болгарию, - и призывает вернуться к игре, чтобы оживить экономику, образование и общество.
Стив начал с призыва к революции. Нам украинцам не привыкать, проходили уже. Далее Стив даёт очень краткий обзор экономического и социального состоянии Болгарии. Всего пара-тройка цифр, но этого достаточно понять как плохи дела, и, следовательно, нужно что-то делать. Наблюдая это я понимал, что мы - Украина - совсем не впереди этой страны. Может быть идём нос к носу, а может и в затылок им дышим. Но его обзор был дан в контексте Евросоюза, так что где мы по этим показателям можно только догадываться. Кейл предложил альтернативный взгляд на причину такого состояния дел. Это - чрезмерная серьёзность болгарского общества, к которой людей приучали десятилетиями. Да я и сам помню то время у нас.

Что наша жизнь?


На нас смотрели вожди, а рядовым гражданам надлежало выглядеть примерно так же. Да, осталось много кадров хроники с улыбающимися и радующимися людьми. Но так было нужно, а и улыбались они со временем всё реже. А ещё помните "Сказку о тройке" Стругацких? То-то же. В том обществе не было места творчеству как таковому в полной мере. Люди придумывали-выдумывали лишь в тех рамках, которые им устанавливались и должны были принять те правила, которые им навязывались чтобы их идея "выжила". Советский кинематограф, к примеру, знает много таких историй. В том же обществе не приветствовалось самовыражение и... сомнение. Нужно было быть как все (школа, ПТУ/институт, армия, семья, работа, пенсия) и принимать всё как есть, как догму, в противном случае это уже называлось инакомыслием.

Серьёзность и сейчас ярко проявляется в нашей жизни. Руководители, чей период социального созревания и профессионального становления пришёлся на то время зачастую оказываются заражёнными тем самым мемом серьёзности. Во многих компаниях и организациях, в особенности государственного сектора, не спешат внедрять эффективные инструменты управления и мотивации, не допускают вероятности того, что сотрудник может быть более компетентен чем начальник в критически важных вопросах бизнеса (я начальник - ты дурак), не приветствуют высказывание альтернативных обоснованных точек зрения на принимаемое решение рассматривая это как покушение на свой статус, а уж тем более не допускают претворения этих точек зрения в жизнь видя в них угрозу себе. Деятельность руководства направлена на поддержание или утверждение своего положения через запреты:

  • нет музыке и вообще каким-либо источникам положительных эмоций на рабочем месте,
  • нет социальным сетям,
  • нет удалённой работе дома,
  • нет гибкому рабочему графику, ты должен быть на месте от и до,
  • наконец просто нагнетание тяжёлой атмосферы при помощи выдумывания разного рода глупых угроз в лице проверяющих органов, конкурентов и пр.. 

Всё это негативно отражается на состоянии организации.

Игра!

Стив Кейл призывает вершить революцию. Он призывает избавляться от мема серьёзности как от опасной болезни, заразиться которой чрезвычайно просто. Лекарство есть - игра. В игре дети узнают мир. В игре люди обновляют свои знания и получают новые, оттачивают свои навыки общения, принятия решений, развивают творческие способности и эмоциональную компетентность. В игре мы лишаемся ненужного официоза становясь самими собой.
Вспомните, если сможете, свои ощущения и эмоции, которые вы получали от процесса рисования или лепки пластилином в детстве или от участия в совместных играх. Если у вас есть дети, то как часто вы играете с ними? А что вы испытываете наблюдая за тем как ваш малыш постигает мир играя с вами или ровесниками? И взрослые играют. Даже военные это делают! "Чушь!", - скажите вы. Отнюдь. Стив доказывает свою точку зрения рядом убедительных аргументов. "Игра универсальна", - говорит Стив. Играют все и в любом возрасте. Везде. Я разделяю его точку зрению и присоединяюсь к манифесту игры. Реализуя своё право на игру мы сможем сделать жизнь и в нашей стране лучше.

Мысли Стива значительно глубже чем это может показаться на первый взгляд. Посмотрите. А потом обсудим, если захотите.


1 комментарий:

  1. "В том обществе не было места творчеству как таковому в полной мере. Люди придумывали-выдумывали лишь в тех рамках, которые им устанавливались и должны были принять те правила, которые им навязывались чтобы их идея "выжила". Советский кинематограф, к примеру, знает много таких историй. В том же обществе не приветствовалось самовыражение и... сомнение. Нужно было быть как все (школа, ПТУ/институт, армия, семья, работа, пенсия) и принимать всё как есть, как догму, в противном случае это уже называлось инакомыслием."

    При чем здесь политбюро цк кпсс? Такие порядки насаждаются в любой крупной корпорации, даже на западе.

    ОтветитьУдалить