воскресенье, 24 июля 2011 г.

О пользе обмена знаниями в отрасли

В газете "Бизнес" №29(964) от 18 июля 2011 была опубликована интересная статья под названием "Ходовой товар", автор Елена Курячая. Объектом исследования журналиста стали мозги, вернее сказать утечка мозгов из компаний. Постепенно, от обзора известных симптомов, по которым можно идентифицировать процесс становления сотрудника "на лыжи" и способов профилактики этих "лыж" автор перешла на более глубокий уровень рассмотрения проблемы. А именно, к вопросу сохранения и защите знаний компании при уходе работника. Но, вместо того, чтобы давать "рекомендации" относительно того как это сделать (в день когда стало известно, что сотрудник собирается "свалить" отключите его компьютер от корпоративной сети, смените пароль и логин, поменяйте замки на дверях) и пр. чушь, которая всё же встречается в украинских компаниях (сам наблюдал), автор приводит мнения профессионалов, которые говорят о противоположном. Общий месседж таков, что если работник всё же решил уйти и ничем его не остановить, то следует сделать это по-доброму и попытаться извлечь из этого... выгоду. Да, да, да! Именно! Вы-го-ду! Признаюсь, для меня это не было новостью, но то, что об этом заговорил украинский бизнес свидетельствует о его зрелости. Или тенденции к HR-созреванию. По их мнению уход специалиста к конкуренту может помочь бизнесу. В качестве примера служит комментарий Татьяны Родионовой, генерального директора страховой компании "Индиго": 
“Как правило, мы расстаемся со специалистами хорошо. А бывшие сотрудники часто продолжают активно общаться с бывшими коллегами, в том числе и по работе”.
А вот ещё один комментарий юриста, которые не назвал себя: 
“В нашей сфере действует некая профессиональная круговая порука — юристы курсируют из фирмы в фирму, мы все друг друга знаем и случается, что передаем клиента “по рукам”, если по каким-либо причинам не можем обслуживать его интересы. В другой раз наши конкуренты поступят аналогичным образом, потому что может оказаться, что там работают наши бывшие сотрудники”.
Показательной иллюстрацией можно считать результаты исследования французов из бизнес-школы INSEAD в области моды. Они выяснили, что уход дизайнера одежды к конкуренту только на руку тому или иному дому моды. Их руководители знают, что такой специалист будет продолжать общаться со своими коллегами по прежней работе, что в результате позволит быть в курсе новинок конкурента. К тому же, руководители домов моды проявляют мудрую прозорливость полагая, что в будущем специалист вернётся к ним, а накопленный у конкурента опыт и знания буду весьма кстати.

Но если в данном случае приведён пример менеджмента знаний в контексте производства материального, одежды, то следующий пример лично меня просто потряс. В этом журналистском очерке, приводится пример того как два крупнейших разработчика технологий послезавтрашнего дня "конкурируют" в одной раздевалке для персонала!

Всё это свидетельствует о том, что в сегодняшнем мире перемен нет ни малейшего смысла изолироваться от конкурентов. Ограждая себя подобным образом от внешнего мира компании рискуют оказаться в аутсайдерах. В современной конкурентной борьбе успех возможен при создании причудливых форм кооперации, как в случае с индустрией моды или hi-tec. В тех отраслях и бизнесах где успех напрямую зависит от знаний и компетенций персонала руководителям стоит больше уделять внимания вопросам привлечения источников из вне. И один из способов - привлекать к решению производственных проблем или реализации проектов ранее уволившихся сотрудников. Открытие? Отнюдь. Об этом в своём блоге пишет Александр Прохоренко. Почитайте, очень ценные размышления.

В заключение от себя хочу добавить. Любое дело связано с приобретением знаний и опыта: приготовление пищи и разработка ПО, вязание крестиком и проектирование атомных станций, оказание услуг страхования и производство бытовых аэрозолей. Но главная задача на перспективу для управленцев, руководителей, лидеров состоит не в закрытии доступа к этим знаниям из внешней среды, а изыскивание способов обмена и обновления этих знаний, что возможно только при создании соответствующей корпоративной (организационной) культуре, которая позволяла бы сотрудникам делится своими знаниями. Помните: «Отпускайте хлеб свой по водам и прошествии многих дней он к вам вернётся»?

Комментариев нет:

Отправить комментарий