пятница, 25 марта 2011 г.

Ещё раз о Google

Данный пост представляет собой адаптированную версию моего реферата по дисциплине "Интеллектуальная собственность", который я успешно прослушал (понимайте как хотите) в стенах Харьковского национального университета радиоэлектроники в 2008-2009 годах в рамках магистратуры.
Тему реферата - «История торговой марки компании Google» - я выбрал потому, что очень хотелось узнать почему Google и почему именно так! Другого способа удовлетворить своё любопытство я не нашёл. Ленивый потому что. Знакомство с историей торговой марки Google для меня оказалось очень интересным и увлекательным. Судите сами.

Надеюсь ничьих прав интеллектуальной собственности я не нарушил.

Использование торговых марок как отличительных знаков товаров относится к глубокой древности. Ещё 3000 лет назад индийские ремесленники имели обыкновение запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Позднее в употреблении находилось около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали. Значимость использования товарных знаков возросла в условиях процветающей торговли в средние века.
В настоящее время растущая актуальность торговых марок в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между предприятиями, производящими схожие товары либо поставляющими подобные услуги.
Торговые марки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Торговую марку можно рассматривать как инструмент связи, используемый производителями для привлечения клиентов. Так же, как собственное имя индивида идентифицирует и отличает его от других индивидов, так и торговая марка выполняет основную функцию идентификации источника продукта и отличия этого продукта от продуктов из других источников.
Рассмотрим подробнее историю создания и развития торговой марки, олицетворяющей бренд одного из лидеров Интернет-индустрии компании Google Inc., приведшие к эффективным результатам.

Компания Google Inc. была основана двумя аспирантами Стэндфордского университета Ларри Пейджем и Сергеем Брином. Официальной датой создания компании считается 7 сентября 1998 года.
Созданию компании и поисковому сервису предшествовала совместная работа С. Брина и Л. Пейджа в стенах университета над научно-исследовательским проектом, который получил название BackRub (переводится как «Массаж спины», «Почёсывание спины»). В рамках проекта ими был разработан программно-технический комплекс, который анализировал количество ссылок в Интернете, ведущих на данный сайт, так называемых "обратных ссылок" (back links).
История успешного развития компании и её поискового сервиса является примером нестандартного и неординарного подхода её основателей к ведению бизнеса, разработке новых продуктов, организации корпоративной культуры.
Неординарность мышления основателей компании проявилась и при разработке логотипа для своего детища.
Слово google — это видоизменённое от англ. googol (гугол), что значит число десять в сотой степени. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Э. Каснера и Джеймса Ньюмена «Математика и воображение» (Mathematics and the Imagination).
Избрав это слово для названия компании, создатели Google дали понять, что цель компании – сделать доступным для поиска весь, практически бесконечный массив информации, размещенный в Интернете.
Дизайнер Рут Кедар (Ruth Kedar) из KedarDesigns.com разработала логотип Google в том варианте, который стал всемирно известным в качестве зарегистрированного торгового знака.
Прототип логотипа был разаработан Сергеем Брином и выглядел таким образом:
Обратите внимание - первая буква еще зеленая.
Пейдж и Брин хотели создать уникальный логотип, который отличал бы их поисковую систему от других подобных сервисов того времени (Yahoo, Excite, HotBot, LookSmart and Lycos), а также воплотил бы их уникальное видение поиска.
Эти Интернет-ресурсы были, прежде всего, коммерческими порталами и только потом поисковыми системами. Создатели Google хотел указать на то, что в первую очередь это именно поисковая система. Сервис предлагал быстрые, всеобъемлющие и, прежде всего, надежные результаты поиска. Это была новаторская, алгоритмически сложная, но простая в использовании поисковая система. Кроме того, Google как бренд должен был стать противоположностью всему традиционному, корпоративному, тривиальному в сфере бизнеса. На основе этих принципов было создано много различных версий логотипов, отличающихся по направлению и стилю. В итоге был выбран известный всем логотип, потому что, по общему мнению, он достигал цели на многих уровнях:

  • Он игрив и обманчиво прост. Логотип создан таким образом, что кажется почти не обработанным и легко читается. Цвета напоминают детскую игру, однако ярко отличаются от структуры и правил цветового спектра. Текстуры и тени каждой буквы сделаны в ненавязчивой манере, которая поднимает их над страницей и в то же время дает ощущение объемности. Они твердые, но в то же время в них присутствует эффект воздушности.
  • Times-Roman был главным шрифтом Интернета в то время, а шрифты Sans-Serif широко использовались в печати. Рут Кедар стремилась сделать шрифт удобочитаемым и искала такой, который бы отвечал предъявляемым требованиям – достаточно сложный, но в то же время с юмором и беспорядочностью. Выбранный шрифт был основан на шрифте Catull, старый шрифт из Serif-семейства. Catull заимствует элементы инструментов для традиционного написания, такие как иглы и долото с современным завихрением. Поиск – это то, что заставляет заглядывать в прошлое. Поэтому исторические связи шрифта Catull показались Кедар целесообразными, так как они создавали некий мост между старым «аналоговым» миром и новым «цифровым».
  • На тот момент существовало две точки зрения: либо следовать примеру крупных компаний, не имеющих отношения к Всемирной Паутине, таких как Sun и SGI (все буквы из семейства Sans-Serif, прописные и жирные), либо подражать компании Yahoo, чей необработанный логотип мало воспринимался как торговая марка для WEB-компании. Дизайн логотипа Google должен был развеять эти точки зрения и привести к чему-то новому.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЛОГОТИПА


Google No. 1

Шрифт: Adobe Garamond

Разработчики логотипа изначально стремились создать нечто противоположное устоявшемуся представлению о торговой марке. В работе над первой версией дизайнер Рут Кедар хотела сохранить значительную часть текста нетронутой, поэтому простота текста оставалась неизменённой, при этом была добавлена некоторая игривость при помощи основных цветов и двухмерности букв «О». Приведённый вариант визуально символизирует бесконечность.

Google No. 2


Шрифт: Catull

Вместо разработки двух букв «О» и создания чего-то большего в пределах рабочего пространства и эскиза, Кедар изменила лишь одну букву, сделав её многомерной. Этот дизайн был принят в качестве основы для логотипа с множеством букв «О», который появляется в нижней части страницы результатов поиска Google. Перекрестие указывает как на цель поиска, так и его точность. Брин и Пейдж хотели предельно ясного отличия Google от поисковых систем конкурентов и сделать акцент на том, что данный сервис, прежде всего, поисковая система алгоритмически сложная и простая в обращении.

Google No. 3

Шрифт: ITC Leawood

Сцепленные кольца являются метафорой всеобъемлющего поиска, который объединил различные культуры и различные страны.




Google No. 4

Шрифт: Catull

Все буквы этого дизайна заглавные. Такое графическое решение вселяет чувство большей корпоративности и надёжности, но изменив размер букв и их цвета, Кедар удалось сохранить игривость логотипа. Цвета расположены не в порядке цветового спектра, что демонстрирует нетривиальность предприятия. Недостаток дизайна состоит в том, что он слишком сложен.

Google No. 5

Шрифт: Catull

Это повтор предыдущего варианта, из которого Кедар убрала перекрестие и эффект просмотра через увеличительное стекло. Она добавила улыбающийся рот, символизирующий «счастливые» результаты и позитивный опыт поиска. В начале и в конце слова буквы одного цвета, но между ними порядок произвольный. Это означает возможность осуществления поиска различными путями, при неизменном соответствие результатов, поставляемых Google, запросам пользователей.

Google No. 6

Шрифт: ITC Leawood

Этот дизайн был близок к оригинальной концепции Брина, но используя шрифт Leawood и эффект затенения и отбрасывания теней буквами, Кедар удалось добиться некоторой объёмности логотипа. Логотип как бы парил над страницей поиска, которая должна была быть пустой и белой. Этот вариант стал предметом споров относительно количества цветов и их порядка в логотипе.

Google No. 7

Шрифт: Catull

Применено упрощение формы. Задача состояла в следующем – возможно ли создать ощущение игривости без использования распознаваемых и понятных объектов, выбор которых был ограничен. Удалив увеличительное стекло, Кедар обнаружила, что логотип демонстрирует способность Google стать большим, чем просто поисковая система. Играя с углами и цветами букв, она попыталась продемонстрировать нетрадиционность Google как предприятия.

Final Design

Шрифт: Catull

Кедар и создатели сервиса приняли решение использовать основные цвета, но вместо того чтобы разместить их в определенном порядке было предложено окрасить букву «L» в производный цвет – зелёный. Такое решение вновь вернуло идею о том, что Google не следует правилам.

Сегодня компания Google Inc. превзошла все смелые фантазии создателей и стала одним из самых признанных в мире брендов стоимостью в миллиарды долларов. И роль логотипа в этом далеко не последняя. Он постоянно напоминает своим пользователям и акционерам компании о том, что компания достигла своих результатов благодаря способности её создателей и их единомышленников принимать нестандартные решения, начиная с самой концепции поискового движка и заканчивая организацией труда сотрудников корпорации и выпуском новых продуктов.

Кроме того, поисковая система имеет огромное социальное значение. Она объединяет миллионы людей различных социальных слоёв, возрастов, интересов, которые имеют доступ к интернету для поиска необходимой им информации во Всемирной паутине.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Также, благодаря массовому использованию сервиса, математический термин гугол приобрёл новое значение, став существительным и глаголом:
  1. Googleware (сущ.)(профессиональный жаргон) гуглоснащение, конфигурация программно-аппаратного обеспечения используемая сотрудниками Google Inc.
  2. To google (гл.)(компьютерный жаргон) синоним гл. to search – искать. В русском языке появился гл. гуглить, т.е. вводить запрос в строку поиска Google, искать информацию посредством поисковой системы Google.
Вне всяких сомнений дизайн его логотипа актуален и сегодня. Кроме того, логотип стал ещё и холстом, на котором живут рисунки художника Денниса Хванга. Вы сможете их увидеть здесь.

1 комментарий: