среда, 31 марта 2010 г.

"И опыт, сын ошибок трудных..."

Не так давно довелось мне принять участие в семинаре по тематике Competitive Intelligence & Knowledge Management в качестве приглашённого инструктора (как сейчас модно говорить - коуч) по KM. Мероприятие было организовано для сотрудников крупного украинского индустриального холдинга. Подробную информацию об участниках семинара я получил только накануне, вследствие чего пришлось уже "на ходу" подгонять материал под специфику деятельности слушателей (аналитики и специалисты по безопасности предприятий). В результате, уже после занятия, по пути домой, я ловил себя на том, что какое то чувство дискомфорта, недовольства собой не давало мне покоя. Стремясь передать слушателям всю глубину и важность  менеджмента знаний в современном мире и его значимость для украинского бизнеса, как мне кажется я мало позаботился о том, чтобы увязать материал с их непосредственной профессиональной деятельностью (аналитики и специалисты служб безопасности предприятий). В итоге, народ, понимая, что распинаюсь я о чём-то очень важном, раз уж их руководство раскошелилось на курсы, смотрел и слушал ровно так, как студент последнего курса, имеющий некоторый стаж работы и сделавший вывод, что учёба и практика есть две независимых друг от друга сферы, никоим образом не пересекающиеся.

Помню, по окончании военного института я был распределён в одну из киевских частей внутренних войск. Отрекомендовавшись по прибытии своему командиру роты, первое, что я от него услышал: "Забудь чему тебя учили в институте. Здесь своя школа". Он был почти прав. День за днём, я обнаруживал существенные расхождения между тем, что мне втолковывали военные из alma mater и тем, что доводилось делать в действительности. Я имею в виду процессы из повседневной деятельности. О чём-то неординарном вообще молчу, нас к этому даже не готовили.

Через подобную "переучку" проходит или проходил едва ли не каждый. В этом одна из проблем отечественной системы образования - оторванность преподаваемого материала от реальности происходящего. Особенно это ощущается при изучении прикладных  дисциплин и так называемых emerging scinces, объект которых да и сами науки подвержены влиянию прогресса. Таким образом, преподавание этих дисциплин носит скорее декларативный характер, где очень мало внимания уделяется практическим вопросам и актуальности. С другой стороны наивно полагать, что преподаватель в ВУЗе или бизнес-тренер обязаны дать своим слушателям ответы на все вопросы, т.е. не только "разжевать и в рот положить", а и проглотить за них. Их задача познакомить людей с новыми методами и технологиями и научить их применять и, что самое главное, развивать свои навыки и совершенствовать эти инструменты в ходе практической деятельности.

Говоря о менеджменте знаний и good practice (лучшая практика по англ., вот уж не нравится мне этот термин , куда более понятен "передовой опыт", но!...) в отечественных условиях, то украинским предприятиям мало чем можно похвастать.
С одной стороны, вроде бы можно выделить такую категорию как "продвинутый топ-менеджмент", представители которого посетили пару-тройку дорогих семинаров по МЗ. Впечатлённые обещанными коучами перспективами, они объявляют всему миру о запуске проекта по внедрению МЗ. В итоге, сие начинание превращается во внедрение дорогущей информационной системы, при этом персонал слабо представляет себе свою же выгоду и, в лучшем случае, игнорирует подобные организационные изменения, а в худшем - может воспринять "в штыки". Подобная техномания распространена в украинских компаниях. В одном из августовских номеров журнала "Бизнес" была опубликована статья как раз об опыте украинских компаний в сфере менеджмента знаний. Примечательно, что во всех приведенных примерах речь шла о программных МЗ-решениях, внедреямых компаниями. Ни слова об организационной политики в отношении знаний, стратегии менеджмента знаний, интеллектуальном капитале как объекте управления, этических проблемах, связанных с извлечением знаний. Ничего не нашёл я там и о формировании единого информационного климата в компаниях, в условиях которого персонал был бы вовлечён в процесс разделения жизненно важных для компании знаний и информации, принятия решений жизненно важных  для их предприятий. Хочется сказать украинским "топам", что они глубоко заблуждаются полагая, что их подчинённые не в состоянии объять суть проблем со своих колоколен. Это в прошлом.
С другой стороны, есть те, кто в силу разных причин не воспринимают или не понимают сути происходящих изменений. Бог им судья... Жизнь заставит, а будут сопротивлятся - исчезнут.

Подводя итоги моего повествования хочу предложить всем заинтересованным (интересующимся) в развитии менеджмента знаний в Украине объединиться в виртуальное сообщество с перспективой выхода в оффлайн когда будут сформированы цели, задачи сообщества и программа развития в Украине.

Комментариев нет:

Отправить комментарий