понедельник, 23 ноября 2009 г.

Коллективное созидательное

Приставка wiki — не только символ гигантской коллективной энциклопедии. Сегодня wiki-стиль — это технология управления, проектная среда и способ создания необычных продуктов. На счету wiki-мании ИТ-индустрия, образование, игры и литература. И хотя лучше всего этот подход приживается в небольших проектных группах, идеи диалога, совместного созидания и обмена энергией становятся отличным двигателем и для решения масштабных задач.

Когда американскому программисту Уорду Каннингему показалась, что возня с сайтами довольно утомительное занятие, он придумал для своего нового проекта — хранилища шаблонов, используемых в программировании (Portland Pattern Repository),— среду, которая здорово упростила ему жизнь. Работа в этой среде позволяла создавать и редактировать страницы всем заинтересованным лицам одновременно и "на лету". Каннингем назвал эту среду wiki-wiki, в переводе с гавайского "быстро-быстро".

Сегодня большинству пользователей интернета приставка wiki знакома по самой крупной народной энциклопедии — Википедии, где каждый может внести свой вклад в любой текст. Меньшее количество людей знает о сотнях приложений, созданных на основании wiki-принципов, описанных Каннингемом. И уж совсем немногие в курсе, что "вики" — отличная метафора, которую можно использовать независимо от того, занимаетесь вы веб-разработкой или далеким от интернета бизнесом.

Принципам, описанным Каннингемом,— открытости, органичности, принадлежности людям (группе), толерантности и еще десятку других — позавидует любая корпоративная миссия. Если задаться шаблоном из этих правил, как тем же паттерном, которые собирал Каннингем, получается довольно удобный способ создания проектов нового типа. Открытых, позволяющих организовывать продукт прямо здесь и сейчас, допускающих работу над продуктом вместе и одновременно, а также помогающих превращать в продукт даже подготовительную работу и обсуждение.

Экологичное образование

Когда объем "ватных" докладов на конференциях по ИТ достиг критичного уровня, группа жертв этой усыпляющей агрессии нашла спасение в "Лесу". Так они назвали свою группу, которая стала заниматься организацией партизанских конференций и мероприятий, где люди общаются с большим смыслом, чем предлагают обычные конференции. Для этого участники "Леса" придумывают новые формы обучения и групповой работы.

"Сегодня конференции стали местом, где все интересное общение происходит в кулуарах, а с трибуны рассказывают вчерашние новости",— продолжает Алексей Кулаков, генеральный директор екатеринбургской компании JetStyle и один из идеологов "Леса". Это и правда странная ситуация, когда каждый участник мероприятия обладает глубокими и порой уникальными знаниями по теме. Почему ими не делятся? По мнению Кулакова, это проблема формата: "Чтобы провоцировать участников на обмен знаниями, нужны новые регламенты. Например, одна из известных коллективных практик — мозговой штурм — имеет строгий регламент. Есть и другие известные форматы. Мы разработали свои".

Кулаков говорит, что еще несколько лет назад начал обсуждать с единомышленниками темы совместного обучения и "экологичных моделей для бизнеса". Экологичные модели — те, где участники активно обучаются, развивают свои групповые компетенции, учатся вместе работать, созидать и при этом экономят энергию друг друга. Сегодня проекты "Леса" — целый набор игроформ, которые с успехом обкатываются на крупных московских конференциях. Их главная особенность в том, что все участники проектов работают в группах и активно обмениваются знаниями. Обогащаются сами и обогащают других. Так, в "Игре про будущее", которую "Лес" провел на конференции "Интернет и бизнес 2008", участники сами готовили прогнозы, совместно оценивали и отбраковывали предложенные тренды. Разбившись на группы, они разрабатывали на основе прогнозов продукт, а затем готовили презентацию и защищали ее. По мнению прошедших через эту соковыжималку, некоторые продукты можно было хоть сейчас запускать в работу.

"Методики, которые мы используем, посвящены по большому счету одному — организации диалога, повышению продуктивности общения в группах",— говорит Алексей Кулаков. По его мнению, именно развитие "коллективных компетенций", то есть умение быть полезным группе и пользоваться ее общей компетенцией, и есть залог эффективности. По сути, идея такова: отдать малое, чтобы получить большее — знание, навыки, энергию, которой владеет группа.

Коллективное сознание

"Наверное, мы все-таки сначала придумали "Лес", а потом обнаружили, что это — те же wiki-принципы, как подход к организации среды",— рассказывает Константин Коломеец, руководитель отдела внутренних сервисов компании "Яндекс" и один из активных участников "лесного" движения. Несколько месяцев назад Константин организовал на конференции WikiSym секцию, посвященную wiki как среде для работы малых проектных групп. Грубо идея выглядит так: переместив обсуждение проекта, а также постановку задач и контроль за их выполнением непосредственно в wiki, участники добивались быстрой и слаженной работы. Достигали, по мнению Константина, самого ценного — awareness — коллективного сознания группы, общего понимания решаемой задачи.

"Удивительно, насколько разные ответы можно получить на вопросы вроде "зачем мы тут собрались?", "в чем смысл нашей деятельности?" и "что за продукт мы создаем?" от людей, занимающихся одним и тем же делом",— говорит Коломеец. Однако череда правок на страницах "проектной википедии" довольно быстро приводит участников к консенсусу, не только вскрывая проблемы, но и оперативно решая их. Мораль: wiki как инструмент отлично подходит для совместной работы над проектной документацией. Однако, по мнению коллег по "Лесу", wiki-философия замечательно проявляет себя и в больших проектах.

Субботник для писателя

NaNoWriMo — National Novel Writing Month (дословно — "Всенародный месячник написания романа"), некоммерческий литературный конкурс, который длится всего один месяц в году. За этот месяц каждый участник должен написать литературное произведение из 50 тыс. слов. Чтобы справиться с этой задачкой, он должен выполнять дневную норму в 1500 слов. Причем "должен" здесь очень условное понятие. Потому что в "Нанораймо" не должен никто и никому.

"Это честность, которая важна только тебе самому,— говорит Алексей Волков,сотрудник российского Yahoo! и добровольный представитель NaNoWriMo в России.— В правилах, например, говорится, что надо писать фикшн — художественное произведение, отсюда и слово novel. Но в последнее время людям нравится нон-фикшн: автобиографии, научные работы, эссе. Что ж, если это позволяет получить позитивные эмоции — не проблема". Волков и сам пишет на "Нанораймо" роман. "Так бы не собрался, а тут есть повод",— объясняет он. В общем-то, кроме как возложенными на самого себя обязательствами "Нанораймо" ничем и не является, а "так бы и не собрался", пожалуй, главный мотив, привлекающий его участников.

"Нанораймо" проект некоммерческий. Работу со 150 тыс. участников, написавших за прошлый год более 1 млрд слов, ведут не более десятка штатных сотрудников. "Я за свою роль регионального координатора получил ровно 150 бесплатных стикеров для поощрения российских участников",— говорит Волков. Зарабатывая на жизнь в Yahoo!, в "Нанораймо" он реализует то же, что и все: закончить незаконченное, заполнить пробелы, проверить себя и, наконец, дописать этот чертов роман.

Несмотря на волонтерскую модель, "Нанораймо" демонстрирует неплохие таланты фандрайзера. В 2008 году собрано уже более $250 тыс. (и это всего за месяц). При этом пожертвования сделали около 5% участников. Доля весьма значительная, учитывая, что каждый год количество участников увеличивается почти на 50%. Некоммерческий "Нанораймо" обладает явно неплохим потенциалом для создания коммерческих продуктов. Он стал стартовой площадкой для целой плеяды авторов, поддерживает молодых писателей и вводит специальные программы для сценаристов. Созданный здесь продукт можно использовать в коммерческих целях без ограничений.

"Есть коллективные продукты, например Linux. А есть коллективные процессы, например субботник,— рассуждает Волков.— Люди, имея общую цель, выполняют довольно сложную проектную работу, внося каждый свою часть труда и навыков. При этом интересно, что как у wiki-документа не существует автора, так и у wiki-продукта нет владельца. Wiki — это форма совместной деятельности. И мне в последнее время очень интересно думать, как wiki-процессы помогают человеку и обществу".

Общности перевода

Руслан Гроховецкий знает о том, как wiki-процесс помогает обществу, на личном примере. Всему причиной — любовь к чтению. Полтора года назад он увлекся киберпанком, читал много, со временем запасы литературы на русском языке подошли к концу. Однажды, пересказывая приятелю новый рассказ Кори Доктороу, Руслан подумал, что лучше было бы дать другу прочитать рассказ самому. И сел за перевод. Помучавшись, рассудил, что несколько человек переведут текст быстрее, чем один, и бросил клич всем, кто также был заинтересован прочесть это произведение. Так родилась идея сервиса Translated.by — коллективного переводчика, где каждый выполняет свою часть работы, вкладывая малое и получая взамен гораздо больше.

"Это типичная wiki-философия,— уверен Руслан.— Создавать что-то вместе прямо здесь и сейчас". Согласно этой идеологии Translated.by позволяет поделить текст на кусочки, фиксировать перевод рядом с оригиналом, оставляя возможность другим также выдвинуть свои версии перевода.

В терминах Руслана Translated.by — это "система возврата маны". Ты тратишь энергию, чтобы выполнить свою часть работы, она возвращается тебе преумноженной в виде целого произведения плюс благодарности других участников. "Способ выращивания сообщества — добиться, чтобы люди участвовали в совместном деле и получали обратную связь, которая выражается в понятных действиях",— объясняет Руслан Гроховецкий. Такие "понятные действия" — переведенные тексты, удовлетворение и чувство вклада в общее дело. Сейчас проект посещают около 500 человек в день. Руслан считает, что это мало. Планирует со временем ввести платные услуги, например переводы за деньги. Главное, говорит он, сделать сервис по-настоящему "мановозвратным", тогда настанет и черед коммерциализации.

Диалоговый режим

"Для меня эта история всегда крутилась вокруг попытки создания самоуправляемой компании",— говорит Алексей Кулаков. Попытку реализовать модель практически "прямой демократии" он попробовал в одной из своих компаний, занимающейся веб-разработкой. Выводы, к которым он пришел, были такие: отличный способ мотивировать и воспитать предпринимателей, много дает в первые три года. Однако потом наступают проблемы — среда получалась слишком конфликтной. С тех пор у Кулакова в компании "диктатура". Сам он пытается найти такой способ совместной деятельности, который был бы основан на диалоге, а не на директивном управлении, и не был бы столь тяжел в обслуживании. "Wiki-стиль эффективен для ситуаций, когда надо придумывать что-то нестандартное,— говорит Кулаков.— Например, оттолкнувшись от предметной области, придумать идею и тут же ее воплотить. Но существует крайне мало мест, где wiki-культура выживает вне маленькой группы".

По мнению Кулакова, wiki-среда эффективна, если вы работаете на инновационном рынке и вам нужно придумывать новое, например новый продукт или новый маркетинг. Если же есть апробированные технологии, то директивное управление быстрее, проще и надежнее. Но Алексей продолжает эксперименты. Wiki-идея развивается.

http://www.kommersant.ru