суббота, 20 июня 2009 г.

Исследование технологий Personal Knowledge Management (Курсовой проект, Часть X)

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX

Для того чтобы понять сущность предметной области технологий персонального управления знаниями следует обратиться к предметной области Персональное управление знаниями, которые в терминах системологии можно определить как система и надсистема соответственно.
Анализ предметной области позволил выявить многообразие определений понятия Персональное управление знаниями. Следствием этого являются различия в определении практических задач, решаемых в рамках PKM. Отсюда можно делать вывод, что, определение понятия технологий персонального управления знаниями будет зависеть от того, что считать персональным управлением знаниями.
Приведём некоторые из них:
  • Персональное управление знаниями – это подход, используемый для организации и интеграции информации, преобразуемой в персональное знание. Персональное управление знаниями – это стратегия трансформации того, что является неупорядоченными частями информации в нечто более систематическое и расширяющее наше персональное знание [24];
  • Персональное управление знаниями <…> призвано обеспечить нас как универсальным языком, так и общим пониманием интеллектуального и практического процесса необходимого для усвоения информации и её дальнейшего преобразования в знание [25];
  • Персональное управление знаниями определяется как способность воспринимать и применять информацию и ресурсы знаний для того, чтобы повысить эффективность, продуктивность и обусловить новаторство отдельных работников [26];
  • Персональное управление знаниями – это процесс структурирования [отражённой] информации, которая поддерживает обучение индивида [27].
Процесс структурирования и использования знаний социален по своей природе [28].
Основываясь на анализе точек зрения и мнений специалистов в области управления знаниями, предлагается следующее определение понятия управление персональным знанием, которое, как нам кажется, наиболее полно отражает его нынешнее содержание:

Персональное управление знаниями есть совокупность методов, осуществляемых в рамках индивидуальной и групповой деятельности индивида:

  • по организации и интеграции значимой для него информации, которая, отражаясь в виде контекстно-зависимых информационных образов в сознании с помощью интеллекта, становится частью его персональной базы знаний;
  • систематизации и идентификации раннее приобретённых персональных знаний, навыков и умений индивида для приведения их в соответствие с требованиями объективной реальности;
  • использованию,распространению и продуцированию им нового знания.
Следовательно, определением понятия технологии управления персональным знанием предлагаем считать следующее:

Технологии персонального управления знаниями есть совокупность методов и технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую индивидуальную и групповую деятельность индивида по организации и интеграции значимой для него информации, систематизации и идентификации раннее приобретённых персональных знаний, навыков и умений индивида с тем, чтобы привести их в соответствие с требованиями объективной реальности, а также их использованию, распространению и продуцированию нового знания.

Продолжение следует

Исследование технологий Personal Knowledge Management (Курсовой проект, Часть IX)

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII


Классификация ИТ-иструментов поддержки PKM, предложенная Эриком Тсуи, получила распространение в кругах специалистов по управлению персональным знанием [23]. Достоинством приведённой классификация является то, что она даёт представление о разнообразии технологий, упрощающих работу индивида с информацией. Однако применение системологического анализа позволило выявить ряд нарушений правил деления объёма понятия при построении классификации:

а) деление произведено по нескольким основаниям: класс «Средства, управляемые голосовым интерфейсом» возможен, если имеет место деление «по виду интерфейса (способ управления программным средством)»; технология, отнесённая к классу «Ассоциативные ссылки», предназначена для навигации в сети и по информационным ресурсам;
б) нарушена непрерывность деления: классы «Средства индексированного поиска» и «Средства мета-поиска» являются видами средств поиска. Правильным будет обозначить класс «Средства поиска», а затем разделить его на классы «Средства индексированного поиска» и «Средства мета-поиска»;
в) в приведённой классификации не полно отражён объём понятия средства поддержки управления персональным знанием. Кроме того, Э.Тсуи классифицировал инструменты PKM не на основе их функционального назначения, что было бы естественным, а исходя из видов задач, решаемых посредством этих инструментов, что, в конечном счёте, приводит к тому, что не только конкретное приложение, но и группу приложений можно отнести одновременно к более чем одному классу.

Продолжение следует

пятница, 12 июня 2009 г.

Персональное управление знаниями: вопросы для выявления знаний

Недавно в официальном блоге Steve Banhegyi & Associates появилась интересная запись. В ней содержатся рекомендации, вернее рекомендуются вопросы, которые следует задавать самому себе в рамках персонального управления знаниями. Такой подход по мнению авторов позволит работнику знаний, а попросту любому человеку, заинтерсованному в обеспечнии собственной эффективности, соотносить уровень персональной компетентности с объективной реальностью, т.е. определять степень её соответствия целям и искать пути решения проблем.
Вот эти вопросы:
  • Какими необычными и полезными знаниями (опытом, умениями) я обладаю? Как в общем это называется и как я мог бы это назвать?
  • Каким образом я могу измерить ценность моих знаний для меня самого, моей семьи, моего сообщества, для общества в целом?
  • Что смогу я создать и чего могу достигнуть своими знанияи (опытом, умениями)?
  • Кто ещё заинтересован (или может заинтересоваться) этими знаниями (опытом, умениями)?
  • Откуда я приобрёл эти знания (опыт, умения)?
  • Какова потенциальная ценность этих знаний (опыта, умений)?
  • Каким образом я должен организовать себя с тем, чтобы я мог запоминать и повторно использовать эти знания (опыт, умения)?
  • Каким образом я могу создать постоянный доход для себя, моей семьи и сообщества , используя свои знания (опыт, умения)?
  • Какие истории я должен рассказывать, чтобы напоминать себе о своей мечте?
  • Откуда я могу получить вдохновение?
  • Каким образом и кому я могу передать свои знания (опыт, умения)?
Может быть эти впросы покажутся Вам немного наивными (лично я после первого прочтения почему-то вспомнил об обществах анонимных алкоголиков в США), но если призадуматься - рациональное зерно в этом есть. Допускаю, что мой перевод может быть некорректен. А потому приглашаю к обсуждению содержания и того, как информациия полученная из ответов на эти вопросы влияет на принятия решений в рамках персонального управления знаниями.

воскресенье, 7 июня 2009 г.

Одна баба говорила...

В четверг, 4 июня 2009, нам позвонили родственники и сообщили об аварии - взрыве цистерны с ртутью - в Краснограде (Харьковская обл.). Сказали, что необходимо закрыть все окна, облако вроде идёт на Харьков. А через пару минут соседи в двери постучали - тоже с "новостью". В общем поверили. Не смотря на жару, а у нас дочь десяти месяцев, закупорились и давай по ТВ-каналам клацать - может сообщать о катастрофе техногенной? Крыли матом отечественное телевидение за неоперативность - даже на региональном канале в новостях ни слова о катастрофе. А тут ещё моя супруга почувствовала непрятные ощущеения в горле, да и я вслед за ней тоже (надо же так себя накрутить). Долго мы могли вот так сидеть в духоте и тихо паниковать, если бы не осенило меня зайти на сайт МЧС Украины... А там опровержение информации: "...МЧС опровергает такую информацию и сообщает: в последнее время никаких технологенных аварий с выбросом опасных химвеществ на территории страны не происходило", - и просьба гражданам не беспокоиться! Ура! Окна открыли, а тут ещё и ливень бодрый зарядил, так что дышать стало легко и свободно.
ОБГ (одна баба говорила) - простая формула, которую используют с давних пор для преследования определённых целей, а то и просто так - поржать. Примечательно, что успакивают граждан СМИ дружественного государства Россия - газета "ВЗГЛЯД", например. Так что не зря мы наши масс-медиа кляли - поделом. Качество информации и её подача в отечественных СМИ отдельная тема для обсуждения.
Хочеться лишь сказать, что подобные фокусы могут иметь место в обществе, которое нельзя назвать информационно грамотным. Разитие информационных технологий, которые очень трудно контролировать если вообще возможно, даёт в руки мощный инструмент для манипуляций социальными группами. Более того, эти технологии доступны любому человеку, следовательно мы в любой момент можем оказаться жертвами информационного нападения в самый неожиданный момент причём источник угрозы будет тяжело идентифицировать. Это всё равно, что сделать огнестрельное оружие таким же доступным для всех - отморозков хватает...
Вспомним классиков сатиры: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Людям пора осазнать, что личная (персональная) информационная безопасность также важна сегодня как, например, физическая или финансовая. В её основе, наверное, лежит персональная информационная грамотность (Information Literacy, IL). Не дать себе и близким впасть в панику от очередной информационной "заманухи" сегодня в состоянии каждый.