вторник, 26 мая 2009 г.

Исследование технологий Personal Knowledge Management (Курсовой проект, Часть VIII)

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII

В ходе исследования
предметной области было выявлено, что решение проблемы классификации ИТ-средств поддержки процессов УПЗ было предложено в 2002 году известным специалистом в области технологий управления знаниями Эриком Тсуи2) [4].


Таблица 1 – Классификация ИТ-средств поддержки персонального управления знаниями по Эрику Тсуи (2002 год)


Инструментарий поддержки PKM

Класс ИТ-средств

Примеры программного обеспечения/реализации

I.

Средства индексированного поиска

Google.com, Cuil.com

II.

Средства мета-поиска

Search.com

III.

Ассоциативные ссылки

Atomica Personal, DB/TextWorks

IV.

Средства сохранения и распространения информации

Quantum Collect, Quantum Collaborate, Quantum Capitalize

V.

Средства визуализации замыслов и идей и разработки карт ума

The Brain, MindManager, iMindMap, FreeMind

VI.

Средства управления и обработки электронной почты и унифицированного обмена сообщениям

Gmail.com, Zaplet (FireDrop), Gizmo (Gizmoz), XMail

VII.

Средства, управляемые голосовым интерфейсом

IBM Via Voice, Dragon Speak

VIII.

Средства поддержки сотрудничества и синхронизации

Web-форумы, списки рассылки; решения на базе технологии P2P

IX.

Средства поддержки обучения (e-Learning)

Digital Learning System (DLS) от BrainX


Рассмотрим подробнее описанные Э. Тсуи классы средств поддержки PKM:
  • средства индексированного поиска: средства индексированного поиска – это вид программно-технических средств, который подобно средствам, индексирующим информацию, размещенную на WEB-сайтах, индексируют содержимое локальных и сетевых накопителей. Поддерживаются различные типы поиска (по ключевым словам, полнотекстовый, на естественном языке, булев поиск и т.д.). Как средства управления персональным знанием, этот вид программного обеспечения (ПО) ограничивает количество страниц или документов (или объём информации в гигабайтах), который может быть проиндексирован в соответствии со свободной или персональной лицензией;
  • средства мета-поиска: известно, что ни одна поисковая система не является идеальной. По-прежнему гигантский объём информации в сети остаётся неиндексированным и, следовательно, не может быть локализирован большинством поисковых служб. Называемая «пауком», программа, используемая поисковой системой для сканирования WEB-страниц и их содержимого «посещает» лишь WEB-сайты, которые открыты для общего доступа, страницы, на которые содержатся ссылки с других сайтов и страницы зарегистрированные отдельно. В последние несколько лет ситуация ухудшилась в виду увеличения диспропорции между появляющимися WEB-ресурсами и индексированными поисковыми системами. Для (частичного) решения этой задачи и устранения проблемы дублированного ввода запроса в строку поиска нескольких поисковых систем, средства, относящиеся к этому классу, отсылают запрос к нескольким (популярным) поисковым системам, комбинируют результаты, удаляют «мёртвые» и дублированные ссылки, упорядочивают результаты (в соответствии с предустановленными критериями) и представляют (комбинированный) результат пользователю;
  • ассоциативные ссылки: используемые в информационных и библиотечных сервисах для вызова «всплывающих/выпадающих» меню и указания гипертекста при создании документа, это технология применяется в online-словарях, тезаурусах или в качестве в качестве гиперссылок на отдельные элементы содержимого сети;
  • средства сохранения и распространения информации: отдельный работник знания сталкивается с определённым объёмом информации при этом часто необходимо копировать и вставить (drag and drop) информацию c WEB- страниц или документов для создания новых документов. Такой информацией могут быть тексты, изображения, диаграммы, ссылки на WEB-сайты и, которые могут быть сохранены в различных форматах. Средства, относящиеся к этому классу могут не только поддерживать перечисленные манипуляции, многие из них способны информировать пользователя об изменениях или обновлениях информации у источника, и позволяют открывать доступ к информации или документам другим членам группы;
  • средства визуализации замыслов и идей и разработки карт ума: существует ряд средств, которые поддерживают процесс извлечения, организации и изложения идей (представленных в виде концептов и отношений между ними). Эти средства обладают режимами поиска, изменения масштаба изображения и обширным набором функций управления;
  • средства управления и обработки электронной почты и унифицированного обмена сообщениями: одни из самых распространённых средств, используемых работниками знания для общения друг с другом, являются системы электронной почты (E-mail). Несмотря на высокую эффективность и популярность этого средства связи, количество электронных сообщений, получаемых работником неуклонно возрастает. Современные средства должны осуществлять фильтрацию, классификацию и переадресацию входящих электронных сообщений. Подобно средствам сохранения и распространения информации, описанным выше, интеллектуальные агенты всё чаще используются в системах электронной почты. Как правило, агенты формируют и предоставляют пользователю отчёт о результатах в определённой форме в соответствии с предустановками сбора и агрегации информации от других пользователей, прежде чем сами результаты будут доступны их получателю. Большинство средств управления электронной почтой блокируют перегрузку сообщениями на уровне конечного пользователя. Другие средства управления электронной почтой анализируют потенциально «мёртвые» (или неверные) адреса электронной почты, сохраняют новые адреса и исправляют синтаксические и разметочные ошибки в адресах электронной почты. Также существуют инструменты, которые отслеживают и классифицируют сообщения по содержимому и полю темы, используя естественно-языковой анализ. Другой вид этих средств – системы унифицированного обмена сообщениями (Unified Messaging systemsUM) – быстро завоёвывают популярность. Эти системы объединяют электронную почту, сервис коротких сообщений (SMS), факс и голосовые сообщения в централизованный репозитарий и пользователи могут управлять этими сообщениями (независимо от их исходного формата и источника) используя единый набор команд. Ожидается, что системы унифицированного обмена сообщениями будут адаптированы к персональному уровню и получать широкое использование в следующие 3-5 лет;
  • средства, управляемые голосовым интерфейсом: в отличии от других УПЗ-инструментов, управляемых посредством графического интерфейса, средства этого класса воспринимают устные команды. Они позволяют пользователю отдавать указания операционной системе, управлять документами в папках и директориях, устанавливать интернет-соединение, извлекать и прочитывать и составлять сообщения электронной почты и т.п.;
  • средства организации совместной работы и синхронизации: программно-технические средства относящиеся к этому классу поддерживают совместное использование знаний (в виде дискуссий, обмена идеями) между группами людей с общими интересами в определённой области. Как правило, это публичные дискуссионные форумы, списки рассылок и электронные доски объявлений, размещённые на открытых WEB-сайтах. Каждому пользователю доступен широкий круг персональных функций. Например, имеется возможность создать тему (темы, подтему или несколько) по интересам, доступна опция подписки/отписки в любое время, выбор услуги мгновенного получения новых сообщений (посредство электронной почты), обзорных отчётов обо всех публикациях за определённый период. Инструменты синхронизации относятся к сфере использования технологий, называемых Peer-to-Peer (Р2Р) и служат для координации и тиражирования содержимого (контента) различных рабочих областей памяти множества устройств в интересах отдельного работника знаний;
  • средства поддержки обучения: существуют системы поддержки УПЗ в сфере обучения. Эти средства предоставляют возможность пользователям контролировать свой учебный процесс и помогают выбирать и планировать учебные модули, вести подготовку и отслеживать состояние приобретаемых компетентностей.



2) Эрик Тсуи (Eric Tsui) – профессор Hong Kong Polytechnic University, ведущий научный сотрудник Asia Pacific of Computer Sciences Corporation (CSC), менеджер по инновациям Australian Mutual Provident (AMP) – прим. авт.


Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий